ИСКАТЕЛЬ ИСТИНЫ
С. Владиславов
Рене Декарт, которому суждено было стать знаменитым философом и одним из светил эпохи Ренессанса, родился в 1596 году в Ля Хайе, пригороде Турина. Биографы говорят о полной гармонии между его образом мышления и образом жизни. С детства будущий философ изумлял окружающих своей рассудительностью. Он так изводил отца бесконечными вопросами, что тот, радуясь в душе любознательности сына, окрестил его “маленьким философом”.
В 1604 году Декарт поступил в богословский колледж “Флеш”, где наряду с другими книгами штудировали “Органон” Аристотеля и “Алгебру” Клавиуса.
10 ноября 1616 года он получил юриди- ческое образование и с тех пор вел светскую жизнь, занимаясь фехтованием, верховой ездой и иными развлечениями; но после знакомства с Исааком Бээкманом (оно состоялось 10 ноября 1618 года) и длительного общения с ним Декарт сильно изменился. Посерьезневший и зрелый Декартидеалист отныне стремится, по возможности, к уединенным размышлениям, а при случае - к общению с учеными-современниками.
В ночь на 10 ноября 1619 года во сне, подобно божественному откровению, его посетили три видения. В первом - он увидел себя наполовину парализованным, измученным и поверженным бурей у порога большого Божьего Дома, и там кто-то из знакомых подарил ему дыню. Проснувшись в холодном поту, он повернулся на правый бок и забылся вновь. На сей раз его сильно испугал жуткий небесный гром. При виде своего жилища, наполненного искрами сверкающих молний, Декарт проснулся и, моля Бога оградить его от нечистой силы, снова уснул. В третьем видении ему предстал словарь, лежавший на столе, а затем он увидел в своих руках “Антологию поэтов”. Открыв ее наугад, Декарт наткнулся на раздел: “Каким путем я последую в жизни?” Тут же какой-то незнакомец показал ему поэтический фрагмент, начинавшийся словами “Да и Нет”.
Еще толком не проснувшись, он попытался истолковать свои видения. Паралич - это кара за грехи... Дыня - намек на одино- чество, то есть призыв к отрешению от мирской суеты. Словарь символизировал совокупность всех наук, а он, Декарт, призван свести эти знания воедино. Вопрос из “Антологии” об избрании поприща был знаком, внушающим, что единственная его стезя - это поиск истины.
Потрясение от сновидений улеглось. Уже проснувшись, он продолжал осмысливать их. Слова “Да и Нет”, видимо, символизировали истину и заблуждения в науках.
Декарт уверовал, что эти сновидения вверяют ему некую духовную миссию, и он исполнился воли жить с верой, ниспосланной Богом. Это сразу определило строгий распорядок его жизни.
Декарт внушал своим ближним: “Прожившим жизнь с честью и славой, воздастся, как и в этом мире, блаженством и благостью в мире ином”, - и сам строго следовал установленному принципу.
Второе правило, которого он придерживался до конца жизни, - это трудиться с полной самоотдачей и настойчиво придерживаться каждого заключения, в верности которого однажды убедился. К этому добавлялся третий принцип: стремиться укрощать не судьбу, а собственные желания; стремиться менять собственные чаяния, нежели миропорядок и не заниматься напрасными делами, противными своей воле. Но превыше всего он ставил непременное нравственное правило: “Искать истину”. Ибо это было высшей из всех ценностей, а ради чувства удовлетворения и удовольствия, которое дает духу поток истины, стоит жить.
Вопреки церковным представлениям, он утверждал, что человечество явилось в мир отнюдь не только для того, чтобы нести бремя страданий. И в юдоли скорби возможно достижение счастья. По Декарту, истинное счастье может доставлять удовольствие только духу, а это осуществимо лишь через поиск истины. Согласно его жизненной философии, единственное деяние, которое может совершить человек ради личного и общего счастья, - это посвятить свою жизнь поиску истины, “достичь полной гармонии между духом и предметом своей любви” и пребывать в счастье и блаженстве.
Спустя три года после вещих ноябрьских сновидений, в тот же день, 10 ноября, в его сознании отчетливо оформилось “необыкновенное открытие”, и он не мог понять, является ли оно научным наитием или мистическим озарением. В 1627 году Декарт начал писать на латинском языке трактат “Правила управления разумом”, но напечатал его значительно позже. Первой книгой, которую он решил издать, стало “Рассуждение о методе”. Оно увидело свет в Голландии в 1637 году. За ним последовали изданные в Париже в 1641 году “Размышления”.
К книге были приложены возражения авторитетных ученых мужей, анализировавших рукопись, и ответы на них Декарта. В 1644 году в Амстердаме на латинском языке вышли “Принципы философии”. Через два года в первой редакции вышла книга “Пассивные состояния души”, позже напечатанная в полном объеме в Париже в 1649 году.
Жизнь этого подвижника, прервавшаяся спустя год, 11 февраля 1650 года, убеждаетнас, что Декарт был из тех редких людей, чьи слова и деяния никогда не расходились друг с другом, обнаруживая удивительную гармонию.
Вот как Декарт выражает свое жизненное кредо в предисловии к “Размышлениям”: “Хотя нам, смиренным людям, кажется естественной вера в существование Бога и в то, что душа человека не подвергнется исчезновению со смертью тела, но до тех пор, пока это не будет доказано естественными доводами, приобщить атеистов к какой- либо вере и морали совершенно не представляется возможным. Большинство людей в мире отдает предпочтение не возвышенным, а низким вещам. По этой при- чине, при отсутствии страха перед Судным днем и Богом, очень мало людей предпочитает истину выгоде.
Хотя, как утверждают Священные писания, вера в существование Бога непреложна и истинна, мы не можем предложить это в качестве доказательства атеистам. Ведь им может представиться, что мы впали в заблуждение, которое логики называют “заколдованным кругом”.
В Священных писаниях говорится: “Их невежество совершенно непростительно, ибо как можно найти простительным то, что, легко проникая разумом в тонкости предметов, относящихся к миру, они пребывают в беспомощности в более легком - признании Бога? То, что необходимо знать о Боге, еще очевиднее, чем их собственное существование”.
“В итоге я убедился, какими средствами надо осуществить доказательство, каким путем следовать, чтобы легче и определеннее, чем при постижении всего сущего в мире, прийти к постижению Бога, - все это не противоречит задачам философа. Что касается души, то очень многие считали ее суть непостижимой, а иные дерзали говорить, что о ней твердит только религия”.
В своей первой книге, в разделе “Рассуждения о методе”, Декарт так отвечал на подобные суждения о душе: “Я показывал, что душа, обладающая разумом, в противоположность всем иным субстанциям, никоим образом не может быть производима от функций материи, что она непременно порождена особым образом; что душа не довольствуется пребыванием в теле человека, подобно рулевому на судне, для приведения в движение его органов; помимо передвижения тела, ее назначение, вдыхая в тело ощущения и желания, соединяясь с телесной плотью, - являть определенное челове- ческое существо. Я неоднократно останавливался на вопросе о душе, считая его одним из самых значимых вопросов. Ибо после всех заблуждений, отрицающих существование Бога, которые я полагал опровергнутыми мною различными аргументами, нет ничего более отдаляющего слабые души от праведного пути добра, чем утверждение, что души животных устроены так же, как наши. Иными словами, нет у нас в жизни ничего, на что мы можем уповать и надеяться, кроме мух и муравьев. В то время как ясно, сколь отличаются друг от друга сущности их душ, и очень хорошо можно понять доводы о том, что наша душа способна переходить в совершенно независимое от тела состояние и отнюдь не обречена умереть вместе с телом”.
Этот текст взят из интернет-сайта ж. Новые грани.